– пели сложенную с началом мобилизации на фронт песню мужчины-шахтёры, уходя на защиту родины. Им подпевали девушки-добровольцы, среди которых Аня Брыкова, Е. Демченко, А. Кабанова, Самига Ишбердина. Провожали уходящих всем рудником, и не верилось, что ещё вчера была мирная жизнь…
Наша довоенная жизнь протекала в поселке Юлалы. Основная работа его населения – добыча медной руды для медеплавильного завода. Из Юлалов в Баймак бегал по узкоколейке маленький, но очень шумный паровозик с прицепленными открытыми вагонами для руды и ещё одним закрытым – для пассажиров. На руднике работали бок о бок башкиры, татары, русские, украинцы и казахи. Жили в посёлке скромно, довольствовались необходимым. Дети учились в местной семилетке, которую я как раз закончила в начале той проклятой войны.
Помню солнечное утро 22 июня 1941 года. На душе светло: школа и уроки – позади, впереди – взрослая жизнь. Многие в этот выходной день выехали на пикник к Буреле-тау. Но в середине дня раздался протяжный гудок силовой станции. Это был непривычный для выходного дня звук, поэтому тотчас встревоженный народ потянулся к рудничной конторе, где и обрушилась на всех чёрная весть: «Война!»…
Посёлок постепенно пустел. Рудник встал: некому было работать. Наша семья переехала в Центральное отделение Зилаирского зерносовхоза. В 1942 году, пятнадцатилетней девушкой, я поступила на только что открывшиеся курсы трактористок. Учил нас Зайнулла агай Гайсин. Лучших курсанток потом переучивали ещё и на комбайнеров. В их числе и я осваивала азы хлеборобского дела у будущего Героя Соцтруда Василия Солонина. А весной следующего года выехала на свою первую посевную в составе женской тракторной бригады, бригадиром которой была Полина Харченко. Осенью с комбайнером Кимаевым, трактористом Сивоплясовым я и Надежда Хромова – штурвальные – помогали в уборке хлеба на Сакмарской ферме Суванякского совхоза.
Зимой занимались ремонтом своих агрегатов в до ужаса холодном помещении мехмастерской. Тут же рядом – слесарный и токарный цеха. Иногда мы заходили в токарный, где стояла единственная «буржуйка», у которой грели свои ручонки. За токарными станками стояли те же 15-16-летние девчонки и мальчишки. Рядом с ними денно и нощно – инженер совхоза А.П. Курдановский и заведующий мехмастерскими М.П. Ширяев. Мне нравилось здесь и со временем, с согласия инженера совхоза, перешла работать в токарный цех, где уже работали Анастасия Егупова, Роза Сингалеева, Зоя Ахметова, Анна Веньмисеева. Работали до усталости, до изнеможения по 10-12 и более часов. И не было для нас радостнее дня, когда узнали, что пришла Победа!
Победа принесла счастье во многие дома. Вот и я после войны встретила спутника жизни, офицера Афзала Фазыловича Рахматуллина. У нас родились пятеро детей, которые подарили нам восемь внуков. И меня уже радуют два правнука. К сожалению, сегодня лишь я одна могу сказать когда-то общее с мужем наше главное пожелание для них – никогда не испытать того, что выпало на нашу долю.
Булякбика Рахматуллина (Юлушева), ветеран тыла. г. Баймак.